Памятник Победы - Звонница на Прохоровском поле

Печать

Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы – Звонница (автор проекта - В.М.Клыков), высотой 59 метров. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны.

Венчает пилоны золотая сфера - символ солнца, исторический символ Русской державы.

Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы - заступницы и защитницы России. Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя». У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок - символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.

 

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол  весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй - о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон - память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

 

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

Первый пилон «Начало войны» обращен на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее -  ряд «Герои  фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер». С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся   без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой - железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.  Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

 

Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на  коне, поражающим змий. В ряду «Святые великомученики» мы находим и нашего земляка Святителя Иоасафа Белгородского. Ниже идут ряды «Благословение» - проводы воинов на фронт и «Герои фронта и тыла» - скульптуры «Летчик», «Артиллерист», «Танкист».

Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г.К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.