Список ветеранов
Список погибших солдат
Баннер
Баннер
Президент России
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Версия для слабовидящих

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:

Счетчик посещения сайта
Главная Новости сайта 19 июля 1943 года


19 июля 1943 года

Печать

19 июля 1943 года было открыто регулярное движение по железной дороге «Старый Оскол – Ржава».
На Курском выступе к весне 1943 года в сторону фронта шла всего одна железнодорожная ветка «Касторное – Курск». Линия обеспечивала пять армий Центрального фронта и три армии Воронежского фронта. В этой связи по просьбе Военного Совета Ворoнежского фронта Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава. В срок с 15 июня по 15 августа 1943 года необходимо было проложить 95 км путей. Дорога была необходима для обеспечения резервами и боеприпасами частей Красной Армии, сражавшихся на Курском выступе.
На строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тыс. человек и 1 280 лошадей с повозками. Более 11 тыс. человек и 600 подвод выделили колхозы Корочанского, Великомихайловского, Прохоровского и других районов. Кроме местного населения, дорогу возводили три железнодорожные бригады Красной Армии, спецформирования Народного Комиссариата Путей Сообщения, два автомобильных батальона Воронежского фронта и 2 000 красноармейцев из состава резервных частей.
Основную массу строителей дороги составляли женщины, подростки, старики. Дети 13-14 лет приписывали себе по два-три года, они знали - их помощь нужна отцам, братьям и всем тем, кто был непосредственно на передовой. Трудились по 12, а то и по 20 часов в сутки, спали кто в палатках на свежескошенной траве или на соломе, кто на земляном полу, но чуть забрезжит рассвет - снова за работу. Полуголодные, только что вышедшие из-под оккупации люди, не разгибая спины, при норме в 3,5 куба укладывали 4, 5 и даже 6 кубометров. И это при нехватке еды и отсутствии даже самых простых инструментов, временами землю приходилось носить даже в фартуках.
15 июля 1943 года были завершены основные работы. В разгар боев 16 июля по этой дороге началось пробное движение поездов, а уже 19-го пошли первые эшелоны. На фронт везли личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие,  а обратно отправляли раненых.
Задание ГКО было выполнено вполовину быстрее назначенного срока - за 32 дня. Ввод дороги позволил сократить доставку грузов на линию фронта до 24 - 48 часов, что в итоге способствовало победоносному завершению Курской битвы.

На строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава, 1943 год.


В 2008 г. в Старом Осколе к 65-летней годовщине Победы в Курской битве открылся памятник женщинам – строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава.